Одно из важнейших направлений в деятельности архивного отдела администрации МР« Ульяновский район» - работа по комплектованию архива документами организаций источников - комплектования, ликвидируемых и реорганизуемых организаций. Регулярно сотрудники архива проводят научно-техническую обработку документов, оказывают практическую и методическую помощь в подготовке документов организаций для сдачи их на хранение в архив.
Значительное место в работе архивного отдела занимает использование документов, которое включает в себя обеспечение информацией законодательных и исполнительных органов власти, исполнение тематических и социально-правовых запросов; информационные мероприятия, выставки, подготовку информации в СМИ, посвящённых юбилейным и памятным датам.
Архивный отдел исполняет социально-правовые запросы для граждан о трудовом стаже , о выплатах заработной платы для начисления пенсии, о награждении, сведения по нотариальным делам; тематические – по земельным и имущественным отношениям, проживании и др.
Главными работами по обеспечению сохранности документов (при отсутствии типового здания) являются проверка их наличия и физического состояния, а также- работы по улучшению их физического состояния (мелкий ремонт, подшивка).Проводятся работы по картонированию дел, переформированию связок, замене ярлыков, обеспыливанию, частичному перемещению фондов в более приемлемые для их сохранности и использования места. В целях обеспечения нормативных условий хранения архивных документов в архиве исполняется температурно-влажностный, световой, санитарно-гигиенический режим, работает пожарная сигнализация.
Архивный отдел продолжает ввод информации, предусмотренной Временным порядком автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в архивном отделе (утвержден приказом Росархива от 23.10.2000 г. № 64) в программный комплекс «Архивный фонд». Версия 5.0.8. на уровне «Фонд», «Опись». На 01.01.2024 г. внесено единиц хранения – 26270.