
Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения отделом по профилактике коррупционных правонарушений Администрации Губернатора Калужской области результатов контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях Калужской области и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти Калужской области, а также за реализацией в этих учреждениях и организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений, и мониторинга деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в муниципальных организациях и учреждениях, а также соблюдения в них законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (далее соответственно – контроль (мониторинг), организации).
Обзор подготовлен в целях обобщения положительных практик антикоррупционной работы, которые могут быть использованы организациями в деятельности, направленной на реализацию положений статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Указанной статьей определено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
По вопросам предупреждения коррупции в организациях Минтрудом России подготовлен ряд материалов методического характера, которые размещены на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступны по ссылке:
https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/015
В числе прочего на указанном интернет-ресурсе размещены следующие материалы:
- Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции;
- Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации;
- Меры по предупреждению коррупции в организациях;
- Памятка «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование»;
- Буклет «Принципы предупреждения коррупции в организациях»;
- Карта коррупционных рисков организации: пример заполнения;
- Примерный перечень ресурсов для поиска информации о контрагенте.
Использование нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области противодействия коррупции.
Работа по антикоррупционному просвещению
В ходе контроля (мониторинга) деятельности организаций установлено, что в ряде организаций информирование работников и граждан осуществляется посредством размещения информации в сфере противодействия коррупции на информационных стендах находящихся в помещении, обеспечивающем свободный доступ к нему, информационных стойках, а также посредством размещения на стендах QR Code отсылающего в раздел «Противодействие коррупции» на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт).
Для информирования граждан и работников организациями размещаются Федеральный закон «О противодействии коррупции», локальные нормативные акты в сфере противодействия коррупции принятые в организациях, телефоны «горячей линии» для сообщения о фактах коррупции, положения статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации о запрещении дарения, формы обращений для сообщения работниками работодателю о фактах обращения к ним каких – либо лиц с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также формы предусмотренные в организациях для уведомления работодателя о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов. Часто на стендах размещаются нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, памятки и агитационные материалы антикоррупционной направленности.
Как правило, телефоном «горячей линии» является телефон уполномоченного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организации, либо руководителя организации.
В ряде организаций созданы и функционируют официальные сайты, имеющие разделы «Противодействие коррупции» и обычно содержащие более полный, чем размещенный на стендах, объем информации. Также на многих официальных сайтах имеется подраздел для сообщения о фактах коррупции.
Во многих организациях работники ознакомлены с нормативной базой по противодействию коррупции под роспись, в ряде организаций такое ознакомление производится ежегодно.
Вновь принятые работники организации знакомятся с документами под роспись при приеме их на работу.
Копии нормативных правовых и локальных нормативных актов в сфере противодействия коррупции, компонуются в единое накопительное дело, которое доступно для ознакомления и использования всеми работниками организации.
Также в ходе контроля (мониторинга) установлено, что в некоторых организациях правовое информирование работников производится посредством проведения семинаров, совещаний, а также на планерках. На указанных мероприятиях до работников доводится положения нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции и иной информации антикоррупционной направленности. Кроме того, на указанных мероприятиях обсуждается практика применения антикоррупционного законодательства.
Существует практика участия в указанных обучающих мероприятиях сотрудников органов прокуратуры и правоохранительных органов.
Лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений в организациях консультируют обратившихся к ним работников организаций.
Ответственными лицами разрабатываются памятки по вопросам недопущения коррупционных действий в служебной деятельности, в которые включаются разъяснения основных понятий коррупционного законодательства, информация о видах уголовных преступлений коррупционной направленности, а также их квалифицирующих признаках.
Отдельными организациями проводится обучение вновь принимаемых работников по вопросам о преступлениях и правонарушениях коррупционной направленности, а также ответственности граждан и должностных лиц за их совершение.
Проводимая работа отражается в соответствующем журнале учета мероприятий по антикоррупционному просвещению.
Большая часть руководителей организаций хотя бы один раз проходила обучение по программам в области противодействия коррупции.
Также обучение по повышению квалификации по образовательной программе в области противодействия коррупции проходят работники организаций, занимающие должности с высоким коррупционным риском, а также лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организациях.
Администрациями муниципальных образований и органами исполнительной власти в адрес подведомственных организаций для ознакомления направляются письма, в которых содержится различного рода информация в сфере противодействия коррупции поступившая из Администрации Губернатора Калужской области.
Практикуется приглашение работников организаций на обучающие мероприятия, организуемые администрациями муниципальных образований и органами исполнительной власти, в качестве слушателей.